Как правильно себя вести родителям, чтобы помочь первокласснику справиться с неврозом? На что обратить внимание, чтобы вообще не допустить развития данного заболевания? Обо всем корреспонденту «Тема Пенза» рассказала школьный психолог Галина Чевтаева.
Как правильно себя вести родителям, чтобы помочь первокласснику справиться с неврозом? На что обратить внимание, чтобы вообще не допустить развития данного заболевания? Обо всем корреспонденту «Тема Пенза» рассказала школьный психолог Галина Чевтаева.
Причиной нервозов в первом классе часто является внутренний конфликт, который ребенок для себя решить не может, «расщепление»: «я хочу, но боюсь» или «я хочу, но у меня не получается». Часто невроз возникает у суперответственных и послушных первоклашек: им сказали, что на уроке разговаривать нельзя, и они будут молчать, как бы тяжело им это не давалось. Или у детишек, которые до школы не посещали или мало посещали детский сад, которым сложно выстраивать отношения с одноклассниками, привыкать к дисциплине, к режиму. В случае возникновения невроза ребенку могут помочь как родители, так и учитель, психолог. Все неврозы лечатся. Нужно просто найти причину и убрать ее.
Еще одной причиной неврозов ребенка являются внутренние конфликты, связанные с родителями, с семейным воспитанием. Например, родители могут быть непоследовательными: что-то обещают, а потом не делают. Или мама говорит одно, а папа другое. И возникает ситуация, ведущая к неврозу, который убирается, как только ребенок начинает понимать, как поступать можно, как нельзя; за что наказывают, за что нет; как вести себя в определенных ситуациях и так далее.
Как предотвратить внутренний конфликт
Это может быть моргание глазами, разминание пальцев, дергание себя за мочку уха, постоянное расчесывание волос. Кто-то начинает грызть ногти или какие-то предметы. Кто-то повторяет одни и те же звуки, начинает часто бегать в туалет. Вариантов множество, и ребенок не может контролировать свое поведение: он таким образом выводит из себя напряжение.
Обычно неврозы первоклассника возникают в первой половине учебного года, потому что основной пик адаптации к школе приходится как раз на этот период. Проще пережить это время тем, кто ходил в школу раннего развития при своем учебном заведении. Потому что таким деткам знакомо и само здание школы, и учитель, и друзья уже появились.
Невроз уже «на подходе»?
Меняется поведение ребенка. Например, он стал замкнутым, хотя раньше был общительным. Или появилась тревожность, страхи: как я буду отвечать? что мне скажут? похвалят или нет? Все это не обязательно приведет к неврозу, но родители должны разобраться, с чем это связано. А для этого каждый день нужно спрашивать у ребенка, что интересного произошло в школе, чтобы и вы были в курсе всех событий, и ребенок, анализируя день, видел плюсы своего пребывания в школе.
Если ребенок стеснительный, нужно дать ему некоторые навыки социализации, чтобы он в сложной ситуации не терялся: что делать, если я отстал от всех? что делать, если в столовой мне не поставили тарелку с супом? Ребенок должен понимать, что может попросить помощи, и его не оттолкнут. А если он постоянно будет теряться, поведение беспомощности может закрепиться и в дальнейшем привести к неврозу.
Если же у школьника возникли какие-то страхи, обязательно нужно помочь ему их преодолеть. Например, одна моя знакомая, когда ее дочь застряла в лифте и боялась туда заходить, специально брала ее за руку, заходила с ней в лифт и каталась по этажам вверх-вниз, чтобы этот страх убрать.
Если есть проблемы в семье, следует подкорректировать свое поведение, чтобы оно не отражалось на ребенке. Ему и так тяжело: поход в первый класс — это стресс. Кроме того, хотя бы на первое полугодие ограничьте для первоклассника просмотр телевизора и компьютера. Потому что это возбуждающе действует на нервную систему ребенка, которая и так перегружена. Просмотр должен занимать не больше часа в день. И то дозировано.
Обязательно сотрудничайте с учителем! Расспрашивайте его о своем ребенке: как он ведет себя на уроке? как у него выстраиваются отношения с одноклассниками? есть ли вообще сложности?
Секции могут и подождать
Можно, если ребенок до школы уже посещал их. Или отложить знакомство с ними месяца на два, чтобы дать ребенку возможность сначала привыкнуть к школе. Иначе стресс может наложиться на стресс: и здесь, и там нужно привыкать к новому коллективу, к новым правилам. А перегруз впечатлениями, эмоциями, стрессами тоже может привести к неврозам.
Кроме того, ребенок должен иметь время и для занятий своей привычной детской деятельностью: гулять на улице, играть в игрушки, общаться со старыми друзьями, что тоже является хорошей профилактикой неврозов.
Кстати…
Многие дети испытывают проблему с походом в школьный туалет: в школе они терпят, а дома «бегают» через каждые пять минут. В этом случае нужно сводить ребенка в данное заведение на «экскурсию», показать, что ничего там страшного нет, все сюда ходят. А также попросить учителя, чтобы она договорилась с кем-нибудь из класса какое-то время посещать туалет вместе с вашим ребенком, пока он не привыкнет.
Чтобы избежать неврозов, нужно знать некоторые правила приготовления домашнего задания. Учить уроки следует только после того, как ребенок отдохнул после школы. Чередуйте сложные и легкие предметы. Через каждые 10 — 15 минут делайте 3-минутные перерывы, чтобы ребенок смог отдохнуть, не выходя из учебного процесса. На переменке можно сбегать на кухню попить воды, пробежать несколько кругов по комнате, потанцевать под любимую песенку — то есть немного подвигаться. На домашнее задание не стоит тратить более часа — полутора.
Первый класс тем и хорош, что там не ставят оценок, поэтому не нужно хотя бы первые полгода «закручивать гайки», требуя от ребенка идеального написания крючочков. Нужно понимать, что ему и так сложно. И в какой-то момент сквозь пальцы смотреть и на грязь в тетради, и на корявые буквы. Можно проговорить, что хотелось бы, чтобы было, например, в тетради почище. Не отбивайте у ребенка желания учиться, он ведь и так старается!
Кроме того, необходимо учитывать пол ребенка. Девочки более старательные, им проще справиться с письмом. В то время как у мальчиков, даже когда они вырастают, почерк может быть аккуратным, но не очень красивым.
«Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.