Сергей Казаков: «Нас ждет необычный театральный сезон»

Накануне первой премьеры нового театрального сезона художественный руководитель Пензенского театра драмы имени Луначарского Сергей Казаков в интервью корреспонденту «Тема Пенза» рассказал о планах труппы на ближайшее будущее и обозначил основные векторы работы актеров.

Накануне первой премьеры нового театрального сезона художественный руководитель Пензенского театра драмы имени Луначарского Сергей Казаков в интервью корреспонденту «Тема Пенза» рассказал о планах труппы на ближайшее будущее и обозначил основные векторы работы актеров.

Накануне первой премьеры нового театрального сезона художественный руководитель Пензенского театра драмы имени Луначарского Сергей Казаков в интервью корреспонденту «Тема Пенза» рассказал о планах труппы на ближайшее будущее и обозначил основные векторы работы актеров.

ТП: Сергей Владимирович, каким же станет нынешний театральный сезон, первая премьера из классики?

— У нас много планов и хотелось бы их реализовать в этом сезоне. Во-первых, мы готовимся к открытию в Пензе Всероссийского театрального фестиваля «Маскерадъ», специально для участия в культурном форуме мы готовим премьеру спектакля по незаконченному произведению Лермонтова «Вадим». Впервые новую постановку зрители увидят 22 сентября, еще один показ премьерного спектакля запланирован на 30 сентября. Все это всего два спектакля на обкатку перед Всероссийским театральным фестивалем.

ТП: Я слышал, что в этом сезоне вы ставите рекорды по театральным премьерам, это так?

— Мы действительно готовим премьеры. Это стало возможным благодаря поддержке области, а еще мы выиграли несколько грандов. Надо понимать, что любая новая постановка в театре это серьезные финансовые вливания. Такие театры не могут быть самоокупаемые, зарабатывать большие деньги могут только малоактерные постановки, такие, которые привозят в Пензу каждый год.

ТП: Я так понимаю, театральный фестиваль по произведениям Лермонтова и станет главным событием сезона?

— Я бы сказал одно и знаковых событий театрального сезона. Но такого в Пензе еще не было никогда и вот, наконец, то это свершилось. Естественно, этот сезон связан с юбилеем Лермонтова. Нам первым в мире удалось организовать театральный фестиваль по произведениям Михаила Юрьевича. Фестиваль грандиозный, там будут только 3 театра из Москвы, приедут ведущие театральные коллективы из республики Татарстан, перед пензенским зрителям предстанут провинциальные театры.

ТП: А я слышал, вы хотели провести подобный фестиваль еще 4 года назад, почему пришлось отложить фестивальное движение в Пензе?

— Деньги! Если быть точнее, то их отсутствие. Такого еще не было никогда, для меня это даже странно, мы как бы придумали этот фестиваль 4 года назад, но воплотили только сейчас, потому что собственно говоря, мы ждали этого юбилея и выиграли Гранд Министерства Культуры Российской Федерации, без их помощи мы бы никогда это не организовали. Естественно деньги нужны всегда, тем более на такой фестиваль. Фестиваль грандиозный, там будут только 3 театра из Москвы. Он будет проходить с первого по седьмое октября.

ТП: Если верить новостям из интернета от вашего театра ждут массу премьер, это так?

— Так и есть. Из провинциальных театров — мы единственный театр, который вошел в пятерку самых ожидаемых премьер — это очень серьезно! Вот — это только начало театрального сезона — Дай Бог все сложится, и завершим мы театральный сезон юбилеем Великой Отечественной Войны.

Мы готовим необычный спектакль — это «Севастопольский вальс» — это будет не мюзикл, это будет не оперетта, не драма, это будем музыкально — танцевальный спектакль. Театр собственно готов к такому жанр, потому что у нас очень много молодых, танцующих актеров. Это будет танцевальный спектакль, музыкально — танцевальный, с песнями, естественно там будут и драматические куски, но основное будет, конечно, пластический спектакль. Также постановки необычны для драматического театра, и я думаю, что пензенская публика будет ждать это событие с особым нетерпением.

ТП: Сейчас много говорят об отвлечении молодых людей от наркомании. Театр в этом направлении как то работает?

— Нельзя никогда воспитывать в лоб, напрямую, надо всегда работать на невербальном уровне, на подсознании, тогда происходить именно воспитание. А что такое театр? Театр — это искусство, которое работает четко на воспитание и тренировку душевных мышц. Если духовная мышца разрабатывается, то ни о какой наркомании речи быть не может, потому что есть физическая мышца, а есть духовная. Вот наша задача — воспитывать и тренировать духовную мышцу, чтобы человек научился сострадать, переживать, хотя бы на эти 2 часа, пока идет спектакль.

ТП: Вы уже давно на сцене, что вы чувствуете, когда открываются кулисы?

— Я чувствую одно и тоже и как художественный руководитель театра, и как артист — я благоговею, когда полный зал зрителей, я чувствую трепет, потому что я люблю публику, и я считаю, что театр без публики не имеет право на существование. Не может же быть театр, где в зрительном зале меньше людей, чем артистов на сцене, которые при этом думают, что занимаются великим искусством, это называется духовная мастурбация. И в тоже время я не понимаю театры, которые работают только на потребы публики, где занимаются развлечением. Театр — это не развлечение, конечно театр должен, так скажем, отвлекать, перемещать центр внимания от обыденных проблем к духовным, театр должен веселить, поднимать настроением. Театр — это не сфера развлечения — это не шоу-бизнесс, это даже не кино, у театра есть четкие задачи — это воспитывать, духовно насыщать и поднимать человека.

ТП: Сергей, а какой сегодня зритель?

-Такой же как и 10 лет и 20 лет назад. Зритель всегда один и тот же. Я не чувствую смену поколений в зрительном зале, только чувствую смену так скажем фан — клуба. Когда на первом ряду сидели 20 лет назад, 30 лет назад девчонки на каждом спектакле, потом они вырастали, потом они приходили с молодыми людьми, потом они приходили так сказать «с пузом» и уходили, исчезали из театра, потому что уже не до театра. Потом на этом месте появлялись такие же новые молоденькие девчонки, которые ходят каждый день в театр, потом приходят с молодыми людьми, на моем веку смен таких поколений было очень много. Это меняется, но суть зрителей не меняется. Потому что зритель приходит в театр только за чудом.

Наша справка

Сергей Казаков родился 20 августа 1966 года в Саратове. В 1987 году окончил театральный факультет Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (курс народной артистки России Р. И. Беляковой) и три года работал в Смоленском областном театре драмы.

В Пензенский областной драматический театр пришёл в 1990 году. Сразу активно ввелся в репертуар и скоро прочно занял в труппе место молодого характерного героя. Ярко раскрылся талант Казакова в классической комедии. Роли Фигаро в «Севильском цирюльнике» (1996) и «Женитьбе Фигаро» (1997) по пьесам Бомарше пензенские и московские рецензенты называли его лучшими работами, писали о его «высокой театральной культуре», о «многогранности художественных приспособлений, проявляющихся на уровне мастерства». В 1996 году, вслед за премьерой «Цирюльника», на Пензенском телеэкране появилась авторская программа «Клуб Фигаро», в которой Казаков знакомит зрителя с выдающимися людьми — самыми разными по роду деятельности.

В 2005 году Казакову было присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».

«Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза