Алена Жукова: «Учитель не сможет дать то, что могут дать ребенку родители»

Победитель конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» Алена Жукова в интервью ИА «Тема Пенза» «в пух и прах» раскритиковала разработчиков ЕГЭ, расставила акценты в воспитании ребенка и рассказала, почему глупо насильно заставлять читать детей.

Победитель конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» Алена Жукова в интервью ИА «Тема Пенза» «в пух и прах» раскритиковала разработчиков ЕГЭ, расставила акценты в воспитании ребенка и рассказала, почему глупо насильно заставлять читать детей.

Победитель конкурса профессионального педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» Алена Жукова в интервью ИА «Тема Пенза» «в пух и прах» раскритиковала разработчиков ЕГЭ, расставила акценты в воспитании ребенка и рассказала, почему глупо насильно заставлять читать детей и почему учитель литературы вечерами «зависает» в социальных сетях.

ТП: Алена Александровна, не так давно Вы работали в школе, почему приняли решение уйти в дополнительное образование?

— Так сложились обстоятельства. Педагог-литератор должен постоянно развиваться, творить, искать новые подходы и разрабатывать собственные методики преподавания и воспитания детей. Жесткие рамки школьной программы этого не позволяют. Вся моя жизнь это множество переплетений творчества. В системе дополнительного образования больше возможностей для эксперимента и творчества, саморазвития.

ТП: Как Вы решились на участие в конкурсе «Сердце отдаю детям»?

— Наверное, до уровня конкурса должен дорасти любой учитель, проникнуться профессией и почувствовать, что у него есть достаточная база, которой следует делиться с коллегами. А решение выйти на конкурс, это не только мое, но и моих детей, коллег, всего нашего коллектива.

ТП: Так уж вышло, что в последнее время литература отошла на второй план, а Вам удается вовлекать в занятия все больше детей?

— Нужно найти свой подход к каждому ребенку. Педагог должен быть честен, искренен и открыт для детской души. Иначе вся работа останется простой формальностью.

ТП: Как заставить детей читать классику, стать лермонтоведами и пушкинистами, если они сутками «виснут» в соцсетях?

— Если дети ушли в социальные сети, им это нравится, значит, по их стопам должен пойти и учитель. Все свободное время вечерами мне приходится «зависать» вместе с моими учениками в социальных сетях. Больше всего времени провожу в «ВКонтакте». Мы общаемся, стараюсь быть равной с ними, убеждать, спорить, обсуждать героев. И это работает на все сто процентов. У нас прекрасные дети с интересными судьбами и интересами. Просто нужно к каждой детской душе найти свой волшебный ключик. Поверьте, результат обязательно придет.

ТП: Дети совершенно перестали читать книги, как заставить ребенка взять в руки книгу?

— Заставить? Это сама большая ошибка. Первый учитель это мама и папа, если в семье родители читают, на их примере растут и дети. А если ребенок не видит в руках мамы книгу, а она его заставляет читать, ставит определенные задачи и условия, то мы, в большинстве случаев, получаем протест. Сами отбиваем у ребенка интерес к книге.

ТП: Дополнительное образование предусматривает вторую роль. Вы не чувствуете себя на вторых ролях с вашими детьми?

— Однозначно, не чувствую. Дополнительное образование более расковано, дети совсем иначе себя ведут на занятиях, чем на обязательных уроках русского языка и литературы. Общеобразовательная школа ограничивает, здесь есть возможность для творчества, саморазвития. Но это саморазвитие возможно только рядом с моими детьми. В дополнительном образовании есть полет фантазии и у меня и у детей.

ТП: А как же нищенские зарплаты, творческим учителям разве не хочется кушать?

— Считаю что сегодняшние зарплаты на много выше нищенских. Для женщины уровень оплаты вполне можно считать нормальным.

ТП: А я слышал, что в свободное время даете дополнительные уроки, занимаетесь репетиторством, это так?

— Так и есть. Я практикующий педагог и мне нужна постоянная практика. В основном даю дополнительные уроки для выпускников. Готовлю ребят к уверенной сдаче Единого государственного экзамена.

ТП: Как Вы относитесь к ЕГЭ?

— Крайне негативно. Хочется посмотреть в глаза людям, которые разрабатывали этот проект. Есть несколько вопросов, на которые уже несколько лет не могу получить четкий и адекватный ответ. ЕГЭ убивает в детях потенциальный талант. Оно полностью убивает в ребенке потенциал развития, не дает думать, писать, сочинять и творить.

ТП: Вы занимаетесь репетиторством, почему дети не могут усвоить программу в рамках обязательных занятий?

— Иметь личного репетитора стало модно, с другой стороны дети слишком перегружены, они не в состоянии галопом получить качественные знания в рамках обязательной школьной программы. Чтобы пополнить пробелы им приходится брать дополнительные занятия, что ложится финансовым бременем на родителей. Но не те, ни другие в этом не виноваты. Это вина устоявшейся системы, которую срочно нужно поменять. Когда я была школьницей, мы успевали все выучить без дополнительных занятий, но это совсем не означает, что современные дети не так развиты, как это было в прошлые годы. На детей навалили слишком большую нагрузку. Сегодня большинство детей физически не успевают усвоить тот материал, который им дают в рамках школьной программы. Слишком много лишнего. Современным детям приходится «гнаться» за тем чтобы сдать ЕГЭ, а не получить глубокие знания.

ТП: Ваше педагогическое кредо?

— В переводе на русский язык кредо означает, верую. Я верю в то, что у наших детей есть великое наследие и великая сила. Великое наследие это наши классики, это наша Россия, в которой они работали и творили. Великая сила это слово! Я искренне верю, что наши дети смогут сохранить это великое наследие и обогатить его, поделиться той силой, которую они приобретают.

Наша справка

Алена Жукова — педагог дополнительного образования. В настоящее время дает дополнительные уроки, и является педагогом Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества». Полный стаж работы в образовании — 10 лет. Окончила Пензенский педагогический университет по специальности «учитель русского языка и литературы», кандидат педагогических наук.

«Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза