Ребенок с ЗПР – это «дебил»?

Специалисты порой сталкивают с негативной реакцией родителей на диагноз ЗПР, поставленный их ребенку. Людям кажется, что их ребенка навсегда записали в "дебилы". Так ли это?


Специалисты порой сталкивают с негативной реакцией родителей на диагноз ЗПР, поставленный их ребенку. Людям кажется, что их ребенка навсегда записали в “дебилы”. Так ли это?

Когда нам говорят, что у какого-либо ребенка «ЗПР», что первое приходит на ум? Для большинства из нас это ассоциируется, в первую очередь, с умственной отсталостью. Иногда эти три зловещих буквы используются в качестве насмешки или ругательства.

Между тем, ЗПР — это не более чем задержка психического развития. Это отставание, если оно не осложнено другими заболеваниями, можно в значительной степени преодолеть к концу начальной школы. Чем раньше было замечено, что ребенок отстает от сверсников в развитии, чем раньше родители и педагоги различного профиля стали усиленно заниматься с ним, тем больше шансов, что ребенок выровняется и догонит остальных детей.
Да, возможно он не будет инженером-элетронщиком или физиком-ядерщиком, но у него будут все шансы получить полноценное образование и занять свое место в жизни!

Занимаясь диагностикой детей на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), мы порой сталкиваемся с негативной реакцией родителей на данный диагноз. Людям кажется, что если их сыну или дочери в заключении комиссии написали «ЗПР», то практически назвали «дебилом». Это не так.

Умственная отсталость, которую по устаревшей терминологии называют «дебилизм» — это врожденная патология головного мозга, которую нельзя исправить даже постоянным усиленным обучением и образованием. В то время как задержка — процесс обратимый.

Заключение ПМПК лишь определяет наличие задержки и является необходимым документом для того, чтобы с ребенком в садике или школе начали специально заниматься психолог, дефектолог, логопед. По закону об образовании Российской Федерации таким детям обязаны составить индивидуальную программу обучения и не предъявлять тех требований, которых он выполнить пока (!) не в состоянии.

Проще говоря, если другому мальчику или девочке поставят «пять»  за работу, соответствующую требованиям общей программы, то ребенку с задержкой в развитии будут предъявлять меньшие требования. Оценку "отлично" он получит за то, что лично для него является хорошим, оптимальным результатом на данный момент. В обучении будет учитываться и быстрая утомляемость таких детей, и потребность в наглядных пособиях, педагоги с пониманием отнесутся к низкой самоорганизации ученика или его "задиристому" поведению, поскольку все это особенности детей с ЗПР.

Если вовремя оказать коррекционную помощь, ребёнок постепенно сможет догнать своих сверстников, особенно если он пойдет в школу на 1-2 года позже. Возможно, он закончит школу с достаточно посредственным по общим меркам результатм и не пойдет в своем образовании дальше техникума. Главное при этом, что такой ребенок, подросток, юноша — вполне обучаем, чего нельзя сказать о тех случаях, когда имеет место умственная отсталость(УО). Разница в том, что детей с УО можно лишь натренировать на выполнение определенных операций, но не обучить, поскольку у них не развита логика.

ЗПР не возникает на пустом месте.

Было установлено, что практически у 90% детей с этим диагнозом имеется органический дефект центральной нервной системы различной степени выраженности и этиологии. То есть у таких детей с раннего детства присутствуют неврологические нарушения, причин которым может быть много.

Это заболевания мамы (хронические и инфекционные) во время беременности, либо употребление ею алкоголя, никотина или наркотиков. Неврология может быть результатом несовместимости крови матери и младенца по резус-фактору, недоношенности. Неблагоприятные роды, когда ребенок подвергся травме или кислородному голоданию (асфиксии), также могут привести к нарушениям в работе мозга, и, впоследствии, к задержке психического развития.
Еще одна группа детей с ЗПР — это те детки, у которых неблагоприятные условия для развития — пьющие родители, насилие и агрессия в семье, создающие постоянное травмирующее влияние на психику и приводящие к сдвигам и аномальному развитию личности. К сожалению таких детей бывает порой невозможно вырвать из неблагоприятного окружения, и они могут отставать в развитии достаточно сильно, хотя, казалось бы, изначально со здоровьем у них было всё в порядке…

Что хорошего может дать вовремя поставленный диагноз ЗПР?

Вовремя замеченное отставание в развитии позволит обратить на ребенка максимальное внимание. Врач-невролог назначит необходимое лечение, чтобы помочь работе мозга и нервной системы, нормализовать сон. Специалист-дефектолог будет регулярно индивидуально заниматься с ребенком, работая над формированием мышления, памяти, внимания. Психолог займется эмоционально-волевой сферой и обучением контролировать себя. Логопед поработает над нарушениями речи. Родители смогут с большим пониманием относиться к тому, что их чаду трудно дается усвоение нового, перестанут подозревать его в нерадивости или лени.

Всем родителям хочется сказать: не бойтесь диагноза ЗПР. Он дается лишь для того, чтобы использовать его как указатель на необходимость своевременного лечения и дополнительных развивающих занятий.
По данным статистики, примерно у 50 % детей отставание в развитии, если оно не имеет осложнений, к 4-5 классу школы выравнивается настолько, что они могут учиться вместе со всеми детьми, не чувствуя своей несостоятельности.

Педагог-психолог ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»
Гульнара Мухамедова

ИА «Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза