Многоликий автомат. Классика, робот или вариатор?

На дворе XXI век, водители все реже покупают автомобили с ручной коробкой переключения передач, предпочитая АКПП. Как оказалось, здесь не все так просто, есть над чем подумать, есть из чего выбрать.


На дворе XXI век, водители все реже покупают автомобили с ручной коробкой переключения передач, предпочитая АКПП. Как оказалось, здесь не все так просто, есть над чем подумать, есть из чего выбрать.

Еще на заре своего становления автоматическая коробка приобрела армию поклонников, ратующих за технический прогресс и удобство. Традиционно и противников у автомата хоть отбавляй: знатоки сетуют на задумчивость этого типа трансмиссии, повышенный расход топлива, меньшую ремонтопригодность и частые поломки.

Истина лежит где-то посередине, поскольку очевидные достоинства и недостатки можно выделить и у механической трансмиссии, и у автомата. Но нельзя руководствоваться устаревшей информацией или ошибочными представлениями о том, что такое современный автомат. Иногда даже умелые торговцы автомобилями — «перекупы» — не могут внятно объяснить, в чем разница между основными видами автоматической трансмиссии: классическим автоматом, роботизированной коробкой, АКПП с двойным сцеплением и вариатором.

Классическая автоматическая коробка передач

Старые, допотопные автоматы насчитывали две и более ступеней, управление шло посредством гидравлики. Об эластичности работы подобного агрегата говорить не стоит. Современные же АКПП имеют в своем арсенале пять и более ступеней, над которыми колдует уже электроника. В наличии блокировка гидротрансформатора и возможность выбрать ручной режим. Mercedes-Benz вводит в этом году коробку с девятью ступенями. Chrysler, Ford и Volkswagen уже разрабатывают 9-ти и 10-ступенчатые коробки передач. На динамику это уже вряд ли повлияет, а вот расход топлива сократить вполне может. Mercedes-Benz рапортует о снижении потребления топлива аж на пол-литра при агрегатировании автомобиля «девятиступкой».

К несомненным преимуществам АКПП относят плавный перебор передач, сравнительно низкий уровень потребления топлива на трассе. Но увеличенный расход топлива, падение мощности (в сравнении с МКПП) и динамических характеристик, а также дорогостоящий ремонт дают о себе знать.

Роботизированная коробка передач

В принципе, это та же самая «ручка», только к ней добавили серво- и гидроприводы, которые управляют механизмом сцепления и переключением передач. Робот невероятно скорострелен, он не знает потерь передачи крутящего момента или мощности двигателя на колеса. На примере Volkswagen можно выделить и основной недостаток — робот очень недолговечен, часто ломается, тяжело поддается ремонту. Именно поэтому компания дает на свою коробку пятилетнюю гарантию.

АКПП с двойным сцеплением

Здесь все просто: это две отдельные коробки в одном корпусе. Одна перебирает четные передачи, другая — нечетные. Выделяют два вида сцепления — сухое (однодисковое) или же многодисковое, которое находится в масляной ванне (более долговечное). Управляется такая коробка электроникой, что обеспечивает плавность и своевременность смены передач.

Автомобили, оснащенной такой АКПП, довольно динамичны и комфортны на дороге, расход топлива находится примерно на том же уровне, что и у классических АКПП. Минус данного вида трансмиссии в ее высокой цене, дорогом и сложном ремонте.

Вариатор

Это самый новый вид КПП, находящийся в поиске оптимальных решений. Устройство вариатора довольно простое: заветные ньютон/метры передаются на привод колес через шкивы разных размеров, которые присоединены к разным резиновым и металлическим ремням. В зависимости от того, какая скорость движения и мощность, натягивается определенный ремень и нужный шкив включается в работу. Соответственно, вариатор теряет некоторую часть крутящего момента из-за проскальзывания привода, расход топлива повышенный из-за усилий, затрачиваемых на сжатие цепи или ремня. Конструкторы пока не придумали, как убрать из уравнения пробуксовку вариатора, а кого-то из водителей смущает шум работы трансмиссии на высоких оборотах. К очевидным достоинствам вариатора относится плавность процессов ускорения и торможения двигателем.

Перед тем, как остановить свой выбор на конкретном типе АКПП, необходимо самому сесть за руль автомобиля, на своем опыте прочувствовать все прелести и возможные недостатки, проверить, подходит ли данный вид коробки под ваш стиль вождения.

ИА «Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза