Трагедия полковника Кудимовой, или Почему в Пензе продолжают преследовать полицейских

Общество

За последние несколько лет пензенские СМИ не раз освещали странные уголовные дела, обвиняемыми по которым были полицейские.

И вот, на дворе март 2025 года. К нам поступил тревожный сигнал об очередном преследовании теперь уже довольно высокопоставленного сотрудника полиции.

Однако теперь, понимая, что между всеми аналогичными делами последних лет есть какая-то невидимая на первый взгляд связь, мы решили более детально и комплексно изучить все эти истории, героями которых стали следователи Следственного комитета и сотрудники полиции.

Но давайте вначале расскажем одну из последних — про трагедию полковника полиции Ирины Кудимовой, уже бывшего начальника отдела организации дознания УМВД России по Пензенской области в версии стороны защиты.

В октябре 2024 года ее привлекли в качестве обвиняемой по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

По версии следствия, в марте 2023 года Кудимова оказала давление на дознавателя отдела полиции №1 УМВД России по городу Пензе. Речь об уголовном деле, связанном с дракой двух мужчин месяцем ранее.

Оба гражданина в ходе конфликта нанесли друг другу телесные повреждения, и каждый из них стал фигурантом уголовного дела в качестве обвиняемого по ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью».

Как считает сотрудники Следственного комитета, Ирина Кудимова якобы давала устные указания дознавателю, как нужно вести одно из двух похожих дел.

В частности, назначить повторную судебную экспертизу (на что дознаватель имеет полное право) и провести очные ставки между сторонами по уголовному делу, подозреваемым по которому был один из участников драки — гражданин П.

От себя добавим, что проведение судебной экспертизы – процедура абсолютно правильная, поскольку в рамках нее независимый от полиции эксперт определяет степень тяжести полученных потерпевшим травм.

Результаты независимой судебной экспертизы показали, что потерпевшему, гражданину Ф., был нанесен легкий вред здоровью, а не средней степени. Речь о переломе четвертой плюсневой кости левой стопы без смещения.

Таким образом, основываясь на данной судебной экспертизе, дознаватель прекратила уголовное преследование гражданина П. в связи с отсутствием признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 112 УК РФ.

Однако прокурор Ленинского района Николай Кочнев 30 июня 2023 года отменяет постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и зачем-то направляет дело в следственный отдел по Ленинскому району города Пензы СУ СК России по Пензенской области для организации дальнейшего расследования.

Мотивы прокурора нам неизвестны. Возможно, что жаловался потерпевший Ф., который, напомним, также являлся подозреваемым по аналогичному уголовному делу, где гражданин П., наоборот, проходил как потерпевший. Может быть, были у прокурора и другие мотивы.

Повторная комиссионная судебно-медицинская экспертиза, но уже по инициативе следователя СК, устанавливает наличие телесного повреждения в виде перелома основания четвертной плюсневой кости без смещения, квалифицирующийся как средний тяжести вред здоровью.

Так и хочется сказать: ох уже эти эксперты и экспертизы! Каждый сам себе на уме! И каждая уникальная по-своему, отличаясь от другой.

Как утверждает сторона защиты, обвинительное заключение строится на показаниях того самого дознавателя — женщины, у которой на момент описываемых событий довольно сложно протекала беременность.

На фоне такого состояния, не исключает сторона защиты, она могла не выдержать жесткого психоэмоционального воздействия на нее со стороны следователей, если бы оно имело место. В итоге женщина приняла предложение о прекращении в отношении нее уголовного дела в связи с деятельным раскаянием в обмен на показания против Ирины Кудимовой.

Защитники бывшего начальника отдела организации дознания УМВД России по Пензенской области также добавляют, что все описываемые следствием действия Кудимовой по изучению дела о драке, его личной проверке, поездкам к дознавателю в отдел полиции №1 входят в стандартные должностные обязанности высокопоставленного должностного лица, прописанные в соответствующих регламентах и внутренних документах.

Резюмируя, еще раз подчеркнем, что приведенная выше версия является мнением стороны защиты по уголовному делу.

Со своей стороны, мы приложили максимум усилий, чтобы выяснить дополнительные подробности данного дела. Вот что нам удалось выяснить.

В итоге оба уголовных дела в отношении гражданина П. и гражданина Ф., из-за которых и начался весь сыр-бор, Следственный комитет благополучно «похоронил». Причиной прекращения дел, предположительно, является либо истечение срока привлечения к уголовной ответственности, либо неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Странно, не правда ли? Изначально было известно, кто являлся участником конфликта. Да и на расследование данного рода дел много времени не требуется.

Возникает вопрос: были ли законными действия следователей? Где была в этом время прокуратура Ленинского района? Кто-нибудь из сотрудников СК был привлечен к ответственности за волокиту? Были ли другие причины закрытия дел? Надеемся, что мы когда-нибудь об этом узнаем.

Второй интересный момент. В группе следователей по делу Ирины Кудимовой был уже бывший старший следователь следственного отдела по Ленинскому району СУ СК РФ, который вел резонансное уголовное дело майора Писарева под неустанным контролем той же самой прокуратуры Ленинского района.

В свою очередь, наши коллеги из «Первого пензенского портала» ранее уже информировали о том, что по делу майора Писарева были обнаружены фальшивые подписи свидетелей. Это дело тоже вел тот самый уволенный или уволившийся в момент скандала с фальсификацией доказательств следователь.

Парадоксально, но буквально за несколько месяцев до скандала с поддельными подписями, этот же следователь вошел в тройку лучших сотрудников регионального СК в номинации «Лучший следователь следственного отдела по районам города Пензы». Об этом с гордостью было написано на официальном сайте ведомства. Так вот они какие – лучшие из лучших? В общем, ошиблась конкурсная комиссия. Бывает!

Кстати, как нам известно, расследование уголовного дела по фальсификации доказательств до сих пор не завершено следственным отделом по Первомайскому району.

В свою очередь, обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Писарева Ленинским районным судом уже во второй раз было возвращено прокурору, поскольку не соответствовало УПК РФ. Это к вопросу качества работы следственных органов.

На наш взгляд, следствие просто отчаянно не хочет признавать своих ошибок, на которые указывает суд, и продолжает преследовать майора Писарева. Надеемся, что у них хватит смелости признать свои ошибки, а суд в конечном итоге оправдает мужчину.

Возвращаясь к делу полковника Кудимовой, отметим, что оно уже находится на рассмотрении Ленинского районного суда Пензы. Понятно, что теперь остается дожидаться решения Фемиды. Будем надеяться, что оно будет объективным и беспристрастным.

Изучая очередное дело против сотрудника полиции, честно признаемся, не покидало ощущение, что между всеми подобными делами последних 2-3 лет есть какая-то связь.

На условиях анонимности мы опросили сотрудников силовых структур, которые навели нас на мысль об одном совпадении.  Сотрудники Следственного комитета начинают обращать пристальное внимание на сотрудников пензенской полиции и возбуждать в отношении них уголовные дела с 2023 года. Ранее подобная практика если и была, то являлась исключением. Теперь же дела посыпались, как из рога изобилия.

И в марте 2023 года Владимир Игнатенков был назначен исполняющим обязанности руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Пензенской области. Возможно, это просто стечение обстоятельств. А может быть, и нет. Как знать, чего требует новый руководитель от подчиненных? Говорят, что у него большие личные амбиции по службе… Которые могут возбуждать ревность к коллеге-руководителю другого главка. Между сотрудниками силовых ведомств уже не первый год идет разговор о том, что «один испытает к другому личные неприязненные отношения, обвиняет в неуважении».

Нам, честно скажем, непонятно, в чем выражается неуважение. Да и вообще, если речь тут идет об СК и МВД, две данные структуры друг с другом почти не взаимодействуют. Да и кто именно кого не уважает?…

Правда, если основываться на этой версии, то не уважают своих коллег как раз в Следственном комитете, поскольку уголовных дел, фигурантами которых являются сотрудники СК в производстве пензенского МВД, насколько нам известно, просто нет. А вот преследуют своих коллег сотрудники СК, судя по количеству дел, довольно активно.

Также наш собеседник отмечает, что якобы в личных беседах ему жалуются на руководство пензенского управления СК и в других силовых структурах.

Про возмущение полицейских, ряды которых редеют с неимоверной скоростью, и напоминать не стоит. Но если говорить про остальные ведомства, по словам нашего собеседника, претензии, в основном, связаны с организацией адекватного, уважительного межведомственного взаимодействия, обменом информации, содействием в расследовании дел.

Источник нашего издания добавляет, что прокуратура региона якобы озадачена частными отказами следователей СК исправлять недочеты в передаваемых на утверждение делах, попытками жаловаться вышестоящему руководству на обоснованные претензии надзорного органа.

Неужели руководство регионального управления СК так и не смогло организовать эффективное и уважительное взаимодействие со своими коллегами. и от этого и возникают конфликты?

На наш взгляд, конфронтация с полицией, которая, вполне возможно, имеет место быть, да еще и на почве личных неприязненных отношений — абсолютно непозволительная роскошь на фоне тех вызовов, которые стоят сейчас перед правоохранительными органами. Сейчас важно единство, общая цель по обеспечению правопорядка и законности.

Такие конфликты вызывают тревогу не только у СМИ, но и у всего общества.

Исходя из этого, просим руководителя Следственного комитета РФ, уважаемого Александра Ивановича Бастрыкина, который не словами, а делом показывают своим подчиненным личный пример профессионализма и трепетного отношения к общественному мнению, разобраться в тех хитросплетениях, которые происходят в Пензенской области в части работы регионального Следственного управления СК во главе с Владимиром Игнатенковым.

Уверены, что сложившуюся ситуацию можно и нужно исправлять во имя интересов общества и государства. Всем мы, граждане России, заинтересованы в эффективной и слаженной работе правоохранительных органов.

Тема Пенза