Валентин Никулин: «На подготовку квалифицированных инженеров понадобится 20 лет»

О плюсах и минусах ЕГЭ, куда систему образования завели бесконечные реформы, с какими проблемами мы столкнемся в вопросах импортозамещения на рынке техники и приборостроения рассказал в интервью «Тема Пенза» Заслуженный учитель России, советник при ректорате ПГУАС Валентин Никулин.

О плюсах и минусах ЕГЭ, куда систему образования завели бесконечные реформы, с какими проблемами мы столкнемся в вопросах импортозамещения на рынке техники и приборостроения рассказал в интервью «Тема Пенза» Заслуженный учитель России, советник при ректорате ПГУАС Валентин Никулин.

О плюсах и минусах ЕГЭ, куда систему образования завели бесконечные реформы, с какими проблемами мы столкнемся в вопросах импортозамещения на рынке техники и приборостроения рассказал в интервью «Тема Пенза» Заслуженный учитель России, советник при ректорате ПГУАС Валентин Никулин.

Валентин Иванович в системе образования более 35 лет. Его работа была связана с общеобразовательной и высшей школой, ему довелось возглавлять региональную систему образования. Потому и проблемы и болевые точки современного образования ему знакомы не понаслышке. На межрегиональной ярмарке «Образование и карьера» Валентин Иванович представлял интересы одного из крупнейших ВУЗов Пензенской области — Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

ТП: Валентин Иванович, на межрегиональной ярмарке «Образование и карьера» стендом Вашего ВУЗа достаточно активно интересовались. Скажите честно, какого абитуриента вы реально ждете в университете?

— Хотелось бы видеть подготовленного и интересующегося ребенка. В этом году мы увеличили количество бюджетных мест, в основном это технические специальности. ВУЗ готов принять более 700 абитуриентов на бюджетные места. Только «расшаркиваться» и строить радужные прогнозы я бы не торопился. Оговорюсь сразу, провал в подготовки современных выпускников, сегодняшних одиннадцатиклассников наблюдается не только в Пензенской области. Так получилось не вчера или позавчера. Наш ВУЗ занимается подготовкой кадров для реального сектора экономики именно в техническом направлении. Губернатор совсем не напрасно забил тревогу. За годы «моды», я бы так охарактеризовал период последних 15 — 20 лет, никому стала не нужна математика, физика. Инженерная профессия потеряла популярность. В настоящее время мы оказались в ситуации кризиса, и теперь придется реагировать на рынок. Думать чем заменить ту продукцию, которую больше не везут в Россию из-за рубежа. Картина печальная, у нас реально нет квалифицированных кадров в том количестве, которое сегодня востребовано на рынке труда. Я имею в виду, инженерные специальности, а юристов и экономистов хоть отбавляй. Стране нужна перестройка позиций в отношении системы подготовки кадров. Начинать надо с базовой подготовки учителей физики.

ТП: Кто же этим вопросом должен заниматься?

— Однозначно, Педагогический университет при ПГУ совместно с Институтом регионального развития, который в том числе занимается повышением квалификации учителей. Только нужна системная работа, в противном случае мы не сможем получить желаемый результат.

ТП: С работой на перспективу все ясно. Что же делать сегодня, как выходить из сложившейся ситуации? Губернатор требует дать результат сегодня. Да и президент постоянно делает акцент на вопросах имортозамещения?

— Работать на результат. Это непросто — главное не опускать руки. Из сложившейся ситуации надо «выбираться», хотя на это потребуется определенный период времени. Физика — базовый предмет для всех технических специальностей, которые предлагают ведущие ВУЗы Пензенской области. Вот что вырисовывается в этом году. К выпуску готовятся чуть более шести тысяч детей, а на ЕГЭ по физике заявились на экзамен всего 2100 учащихся 11-х классов. Для нашего университета, Технологического университета и Пензенского государственного университета — это катастрофически мало.

ТП: Сколько же лет понадобиться нашему образованию всех уровней, чтобы подготовить специалистов, способных качественно работать над вопросами импортозамещения?

— Простая арифметика. Для того чтобы получить результат — надо реализовать полный цикл общего, среднего и высшего образования. Последние несколько десятков лет систему планомерно разрушали. Для того чтобы выровнять и сбалансировать ситуацию, понадобится десять лет. Это только для того, чтобы сбалансировать систему подготовки. Еще десять лет потребуется на стабилизацию. В сумме получается двадцать лет. Столько время понадобится на системную подготовку квалифицированных инженерных кадров. Последние двадцать лет проводили реформы, меняли образовательные программы. Только мы двигались совсем в другом направлении. Советская система образования была основана на прусской системе образовательного процесса. Я не говорю, что нам надо вернуться к старой Советской системе, но есть ценности, от которых мы не должны отказываться.

ТП: Как получилось, что у нас образовался дефицит учителей физики, вакансии есть даже в городских школах, не говоря о школах на окраине Пензенской области?

— Если в Пензе еще хоть как-то вопрос решается, пусть не на самом качественном уровне, то в районах физику преподавать просто некому. Это кадровая катастрофа, а самое главное, эта проблема на одной физике не заканчивается.

ТП: Давайте поговорим о предстоящей Государственной аттестации, к чему надо быть готовым школьникам и их родителям перед началом испытаний Единым государственным экзаменом?

— У меня часто спрашивают совет, в какую школу отдать ребенка, где лучше подготовят к поступлению в ВУЗ. Не останавливайтесь на конкретной школе, постарайтесь подобрать двух — трех сильных учителей. Причем сильный педагог должен заложить базовые знания в начальной школе. Я убежден, что дело не в школе и ее традициях, залог успеха зависит только от учителя. Что касается последних пару месяцев перед началом ЕГЭ, так совет может быть только один, не терроризируйте своего ребенка, не накручивайте, тогда все пройдет спокойно. Выпускник даже среднестатистической школы, если он учился, а не проводил в школе время, обязательно покажет положительный результат на итоговом ЕГЭ.

Наша справка

Валентин Иванович Никулин родился в Пензенской области, в 1951 году. В системе образования работает более 40 лет. Начинал работать учителем географии в Пензенской школе № 24, далее поднимался по карьерной лестнице. В разные годы возглавлял городское управление образования и Департамент образования Пензенской области (в настоящее время — Министерство образования Пензенской области). Заслуженный учитель школы РСФСР, ветеран педагогического труда, имеет знак «Отличника народного образования». В настоящее время является советником при ректорате ПГУАС.

«Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза