Почему Клод Моне уничтожал свои картины

Насколько совместимы творчество и деньги? Этот вопрос является насущным вопросом во все времена для тех, кто ищет признания и финансовой оценки своего творческого результата. Ни для кого не секрет, что мир знает не одну историю творческого триумфа и ошеломляющей нищеты. Почему Клод Моне уничтожал свои картины, а Илья Репин рисовал бытовые картинки, расскажет история великих художников.


Насколько совместимы творчество и деньги? Этот вопрос является насущным вопросом во все времена для тех, кто ищет признания и финансовой оценки своего творческого результата. Ни для кого не секрет, что мир знает не одну историю творческого триумфа и ошеломляющей нищеты. Почему Клод Моне уничтожал свои картины, а Илья Репин рисовал бытовые картинки, расскажет история великих художников.

Насколько совместимы творчество и деньги? Этот вопрос является насущным вопросом во все времена для тех, кто ищет признания и финансовой оценки своего творческого результата. Ни для кого не секрет, что мир знает не одну историю творческого триумфа и ошеломляющей нищеты. Почему Клод Моне уничтожал свои картины, а Илья Репин рисовал бытовые картинки, расскажет история великих художников.

Илья Репин

В 1863 году 19 —летнего Илью Репина не приняли в Академию художеств Санкт-Петербурга. Мальчик из города Чугуево Харьковского уезда не обладал достаточными знаниями, чтобы занять место рядом с другими учениками. Имея желание и настойчивость, Илья снял за пять с половиной рублей комнату в петербургских трущобах, а оставшуюся сумму внёс за обучение в школе рисовальщиков. Учёба требовала расходов на материалы, растущий организм — еды, а суровый климат истязал простудами. Экономия на всё стала основой жизни юноши. День за днём Репин совершенствовал мастерство, часами прорабатывая штрихи, работая над техникой. Поздно вечером возвращаясь в промозглую комнатку в мансарде, довольствовался чашкой кипятка и куском хлеба.

Спустя год, несмотря на успешную сдачу экзамена, Илья Репин поступил в учебное заведение только вольнослушателем, что не позволяло ему учиться бесплатно. Стоимость курса составляла пятикратную стоимость аренды комнаты — 25 рублей. Таких денег у него не было.

Видя отчаянное положение талантливого студента, эту сумму за Репина внёс вице-председатель Общества поощрения художников, меценат Федор Пряшников. Весь период обучения в академии сопровождался тяготами нищенского положения. Однажды в отчаянии Илья Репин решился создать жанровую картину, описав бытовую ситуацию: студента, который наблюдал из окна за девушкой в соседнем окне. Илья отнес свою картину в магазин и с удивлением получил гонорар, которого хватило на расходные материалы для академической работы. Никто тогда еще не смог бы предположить, что работы Ильи Репина будут продаваться за миллионы, в частности, картина «Парижское кафе», которая в начале ХХI века продана за 7 383 201 долларов.

Клод Моне

«Импрессионизм — мазня! Принятие такой техники как живописи — погубит искусство!» — раздавались крики в зале. Клод выбежал из салона, хлопнув дверью. Он окончательно утвердился в мысли, что его не интересует академичность в живописи. «Как можно не понимать, что именно так, а не иначе и нужно преподносить цвет» — говорил он, своей жене Камилле. Она успокаивала его, осыпая лицо быстрыми поцелуями, гладила взлохмаченные волосы и шептала: «Подожди, милый. Они поймут, обязательно поймут…». Тем временем шёл уже 1874 год. Семья Моне воспитывающая двоих детей еле-еле сводит концы с концами.

Доход семьи составляли средства, которые получила в наследство Камилла. Дела 32-летнего художника шли неважно. Клод Моне картины выставлял в нескольких салонах, участвовал в бесконечных выставках, но работы его не продавались. Над Моне потешалась публика, критики разносили редкие выставки в салонах острыми рецензиями. А отец, не одобряющий творчество Клода и женитьбу на Камилле, отвернулся от него. Денег на кисти, холсты и краски не было. Если они появлялись, то Клод в поисках вдохновения легко с ними расставался. От безысходности 6-метровая картина «Завтра на траве» пошла под нож. Разделив на куски холст, у Моне появилась возможность написать что-то еще, соскаблив старую краску.

Признание к Клоду Моне пришло значительно позже, когда уже самому автору величайших картин, навсегда вошедших в мировую культуру, было уже ничего не нужно.

фото: http://artifex.ru

ИА «Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза